Почему ведьмы как правило — женщины?

«Охота на ведьм» — крылатое выражение, которое используется для высмеивания преследований по политическим взглядам, обвинений во всех грехах и преступлениях. Почему ведьмы как правило — женщины?

Когда власть имущие кричат о ведьмах, то они не имеют в виду сказочных женщин с горящими глазами в остроконечных колпаках, летящих на метле по ночному небу с колбочкой зелья в руке. Скорее всего знаменитый рефрен породили судебные процессы над салемскими ведьмами: в 17-м веке в Массачусетсе 14 женщин и 5 мужчин были казнены по обвинению в колдовстве.

Однако использование выражения «охота на ведьм» для критики безосновательных обвинений не отражает правильное понимание истории вопроса. Суды над ведьмами преследовали самых маргинальных членов общества, особенно женщин, и не предназначались для сильных мира сего.

Бесправные

Любопытный момент в судебных процессах над ведьмами — это гендерная принадлежность. В Салеме 14 из 19 человек, признанных виновными в колдовстве и подвергнутых казни в 1692 году, были женщинами.

По всей Новой Англии с 1638 по 1725 год в судах над ведьмами в качестве обвиняемых выступали в основном женщины. Согласно некоторым исследованиям они составляли около 80% из примерно 344 предполагаемых ведьм во всей Новой Англии.

И даже когда мужчин уличали в якобы колдовстве, оказывалось, что они каким-то образом имели связь с подозреваемыми женщинами. Те немногие пуритане, которых осудили за связь с Дьяволом, как правило были мужьями, братьями или любовниками… предполагаемых ведьм.

Женщины занимали нестабильное, по большей части бесправное положение в обществе, глубоко пронизанном религиозным пуританством…

Считалось, что женщина должна рожать и воспитывать детей, поддерживать домашнее хозяйство и служить примером христианской покорности своим мужьям. Помня о Еве и её греховном яблоке, пуритане также были убеждены, что женщины чаще поддаются искушению Дьявола.

Излишне богатая, чересчур бедная, слишком женщина

© Закоулок К / Ведьма колдует на зёрнышках

В качестве судей, магистров и принадлежащих к духовенству именно мужчины обеспечивали соблюдение правил раннего общества Новой Англии.

Как только женщины выходили за рамки предписанных им функций, они тут же становились мишенями для «охотников». Богатство могло отражать греховные приобретения. Бедность — свидетельствовать о скверном характере. Много детей указывало на сделку с дьяволом, мало детей — тоже вызывало подозрение.

Мэри Уэбстер, проживавшая в Хэдли, штат Массачусетс, не была замужем, не имела детей и полагалась на милосердие и доброту соседей, чтобы выжить. Очевидно, Уэбстер не была достаточно благодарной и кроткой за подаяния, которые она получала, и заработала себе неприятную репутацию.

В 1683 году соседи обвинили её в колдовстве. К тому моменту женщине было около 60 лет. Люди утверждали, что она снюхалась с самим Дьяволом — и заколдовала местный скот. Однако, к разочарованию соседей, Бостонский суд, рассматривавший в то время дела о колдовстве, признал ее невиновной.

Несчастья женщины на этом не закончились. Спустя несколько месяцев после оправдательного приговора, заболел один из порядочных соседей Уэбстер, Филип Смит. Обезумевшие жители снова обвинили женщину в колдовстве и попытались её линчевать — повесить, чтобы, как они считали, облегчить мучения больного Смита.

Но Смит всё равно умер, а Уэбстер пережила попытку казни, опять к большому ужасу и разочарованию своих соседей.

Богатые тоже плачут

Другая обвиняемая якобы ведьма, Мэри Блисс Парсонс из Нортгемптона в штате Массачусетс, была полной противоположностью Уэбстер. Мэри являлась супругой очень богатого в городе человека и матерью девяти здоровых детей.

Соседи посчитали её «грубой женщиной с властными манерами» и в 1674 году обвинили Парсонс в колдовстве. Однако суд вынес оправдательное решение, но продолжавшиеся кривотолки о колдовстве вынудили семью Парсонсов переехать в Бостон.

До салемских разбирательств большинство судебных процессов над ведьмами в Новой Англии заканчивались оправданием. Из 93 задокументированных судов, имевших место до Салема, только в 16 случаях «ведьмы» были казнены.

Несмотря на оправдание, обвиняемые редко оставались безнаказанными…

Существуют два интересных дела женщин из Коннектикута — Элизабет Клоусон из Стэмфорда и Мерси Дисборо из Фэрфилда. Их обвиняли в колдовстве над служанкой по имени Кейт Бранч.

Обе женщины стояли на своём и были решительны в своей защите. В итоге Клоусон признали невиновной, при этом она провела в тюрьме пять месяцев. Дисборо оставалась в заключении ещё почти год, пока её тоже не оправдали.

Женщины должны были заплатить штрафы и сборы, связанные с их заключением.

Женщины против женщин

© Закоулок К / Салемские ведьмы

Надо заметить, что большинство пуритан, обвинявших в колдовстве других и ставших, по собственным заверениям, его жертвами, были женщинами.

В процессах над салемскими ведьмами в 1692 году «пораженные» «необъяснимой чумой» были девочками-подростками…

Первоначально эти две девочки из дома преподобного Сэмюэля Пэрриса утверждали, что их кусали, щипали и кололи невидимые существа. Вскоре и другие подростки сообщили о таких же пережитых ощущениях. Некоторые закатывали истерики и кричали, что видят страшных призраков.

Конечно, многие считали, что девочки подло врали и симулировали свои симптомы. Однако это не помогло…

Суды над ведьмами были не просто фарсом и беспочвенными обвинениями. Такие процессы перемалывала странная для современных людей система правосудия. Будучи предвзятой в соответствии со своей эпохой, она переводила жалобы, слухи и домыслы в разряд реальных преступлений, караемых смертной казнью. И всё это оборачивалось против бесправного и порабощённого меньшинства.

Теперь вы знаете, почему ведьмы как правило — женщины.

Читайте также: Зомби-наука: можно ли когда-нибудь воскресить мёртвых?


Поделиться:

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.